Вторник, 26.09.2017, 01:24Приветствую Вас Гость

УСТЬ - ЗУЛА, земля наших предков.

Главная » История Усть -Зулинской сельской библиотеки

1906 год – наметила управа открыть в 1906 году при училищах библиотеки, в том числе – в селе Усть -Зула на средства из капитала   Александра III  по 200 рублей на каждую библиотеку.

Первые книги – 200 экземпляров привез в Усть - Зулу Кудымов Григорий Прохорович, истинный энтузиаст просвещения, работавший вначале в земской управе, а потом в училищах и школах района (расстрелян в 1937 году). Для населения библиотека работала 2 часа по воскресным дням.

Сохранились воспоминания Иванова Петра Федоровича (1902г. рождения), уроженца д. Пож, который учился в Усть - Зулинском земском училище: «В годы моей юности и детства я приносил в сумке-передвижке из У-Зулы полтора-два десятка книг. Я был единственный книгоноша на три деревни. Надо сказать, что горя я натерпелся с этой общественной работой. Бывало, что из  книги в 100 страниц я получал 5-10 страниц, остальное искуривали читатели. Следующую сумку Григорий Прохорович давал мне после обильных слез.  И давал книги с толстой  бумагой, не весьма годной к курению. В своей деревне я запомнил любителей чтения: Суворов Н.Н., Пикулева Е.М., Пикулев А.И.(Кудряш), Пикулев Н.И. Считаю, что в трех деревнях читателей было 30-40, а может и больше, так как взявший книгу прочитывал ее всем  в своем доме, кто хотел слушать, потом – своим ровесникам, соседям. Книги приходили ко мне значительно постаревшими. Если кто-либо приносил книгу рваной или сильно запачканной его приходилось штрафовать, то есть временно прекращать выдачу книг, или совсем отказывать в книге».

                                                                                                       Просвещение через книгу

Нельзя сказать, чтобы книг совсем не было у населения. Книги были в зажиточных домах и середняцких, где были грамотные люди.  Содержание книг самое различное. В нашей семье была толстая книга, в кожаном переплете, названия не знаю, писана от руки, на толстой твердой бумаге, на церковно- славянском языке. Читали евангелие, библию на русском языке, молитвенник, псалтырь, и также лечебник, в котором вполне вразумительно, без нерусских слов, излагалось строение человеческого тела, его анатомия и скелет. Такой же лечебник по скоту,  тоже с анатомическим описанием – коровы, лошади, овцы, свиньи и собаки. Остальные животные, видно не считались за скот.

 Толстая, на 500 страниц, книга «Советы и рецепты ведения сельского хозяйства», около полутора десятков книг «Жития святых», и еще сотни на две страниц книга, в которой излагалось, как дьявол отлавливает нестойкие души, совращает их с пути праведного. В ней было большое обилие картинок, причем дьявол, в виде козленка, всегда сидел на одном из плеч и хитро щурясь, соблазнял устроить какую-нибудь каверзу праведнику.

Еще была толстая книга под названием «Черная магия», в ней были всякие наговоры и ворожба. Применив ее содержание, житель деревни Михаил Петрович и сын Василия Маркова учинили опыт с черной кошкой, чтобы сделаться невидимками. Невидимками не стали, а веселый смех учинили над собой, так как кому-то из друзей похвастали своими опытами. Кроме этих,  были несколько книг  по географии и про народы населяющие землю. Из этих книжиц в 10-15 страниц наиболее интересными были книжки про чернокожих. И еще были книги, которые отец хранил не дома, только с приходом советской власти их принесли домой и  старший брат начал читать их вслух всей семье.      Отец не доверял никому из семьи, где их хранил. Однажды я подбежал к нему и увидел, что он читал книжку. Отец вроде как испугался, а потом говорит мне: «Ты, Петька, не говори маме, что я читал книжку, и никому не говори, а то люди на смех поднимут. Ты ведь не хочешь, чтоб над твоим тятькой смеялись?» Когда чтение книг стало открытым, мы - семья узнали, то книжки хранились в дупле старой-престарой березы, что находилась в вершине ложка, недалеко от дома, по пути на мельницы Комариху и Горелку. Что эти книжки читали очень многие, кому доверялось их читать. А чаще читали их на встречах в договоренном месте в лесу. Читали ссыльные, жившие в деревнях, расположенных в соседстве с деревней Пож. На собрание допускались люди, пользующиеся доверием. Были на этих сходках люди из других деревень:  Булдыревой,  Ефремовой, Сюрола. Интересно то, что доверие было основательно отработано.  Ваньке Кузьмину верили, Ваське – нет, Петру Савкину верили, Андрейке – нет. А какая бы разница, а она была, и особенно отчетливо сказалась в гражданскую войну: Пикулев Петр С. погиб как коммунар, а Андрейка Савкин загиб белобандитом. Воспоминания о книгах увлекли меня в воспоминания о людях.

                       За власть Советов

Редкие революционные  искры в Юрлинский край занесены были еще со времен первой русской революции 1905-1907 годов. В У-Зулинскую волость были направлены на жительство несколько политссыльных. Они находились под надзором полиции и земского начальника. Их преследовали, а бывало, и убивали местные кулаки, называя их «еврейской нечистью».

 В с. У-Зула с 1909по 1915 год в доме М.Ф. Трушникова жил ссыльный большевик Дмитрий Иванович Потехин, родом с Полтавщины. Он работал помощником волостного писаря, тайно знакомил местную молодежь с идеями Карла Маркса. По донесению урядника Копытова в Зулу нагрянул земский начальник и, установив, что Потехин работает в волостном правлении, сильно пробрав старшину и писаря, допустивших ссыльного к делам волости, приказал в суточный срок отправить его в Гайнскую волость. Дальнейшая судьба революционера неизвестна.

Летом 1917 года в Зулу стали возвращаться революционно настроенные солдаты-фронтовики, недовольные состоянием дел в своих деревнях. В конце августа 1917 года в Зуле была создана вооруженная дружина из бывших фронтовиков. Они разогнали волостную земскую управу. Был создан сход, выбрана новая власть. Но выступление было подавлено карательным отрядом, активисты во главе с П.И.Ивановым брошены в тюрьму.

В январе 1918 г. состоялся волостной съезд Советов, где избран состав У-Зулинского волисполкома, в апреле прошли перевыборы. Как свидетельствует телефонограмма от 31 октября 1918 года, в У-Зулинской волости были созданы 18 комбедов и 1 партийная организация.

Обстановка в стране была сложной, шла гражданская война, воспользовавшись наступлением Колчака, в ночь с 19 на 20 января 1919 года местная контрреволюция подняла восстание одновременно в Юрле, Юму и У-Зуле. Мятежниками в У-Зуле руководил Д.И.Женин, уроженец села, бывший офицер, из бедных. Он занимал в У-Зулинском волисполкоме должность военного руководителя. Еще до начала мятежа его сообщники распустили слух, будто к Зуле подходят колчаковские лыжники. Отряды красногвардейцев были выдвинуты навстречу колчаковцам, в Зуле осталось несколько бойцов. Отделы волисполкома были подготовлены к эвакуации. Всеми делами руководил комиссар Сабуров.  Женин с другими мятежниками расстреляли Сабурова, Боголюбова и других в поле, что выше церкви, учинили расправу над коммунистами и сочувствующими Советской власти,  в д. Булдыревой бандиты убили командира подразделения т. Сорокина, а труп его выбросили в болото.

Летом красноармейские части начали повсеместное наступление. В начале июня 1919 г. у-Зула была освобождена. Восстанавливаются органы Советской власти.

Отсутствие документов лишает нас возможности проследить историю У-Зулинской библиотеки до 30-х годов. К этому времени (1929) год в У-Зуле был организован колхоз «Красный партизан», в который вступило вначале 117 хозяйств, но потом осталось лишь 36.

Известно, что в Зуле в это время работала изба-читальня. Долгими зимними вечерами сюда, на огонек, тянулись старики и молодежь, всем хотелось узнать, что происходит, или просто поговорить о жизни… Душой этих вечеров был избач. В 30-е годы избачом был Суворов Егор Дмитриевич. Сельская изба-читальня тех лет сочетала в себе функции библиотеки, центра самообразования населения, дискуссионных клубов и многое другое. В то время активно велась и антирелигиозная пропаганда. Создавались ячейки  Союза воинствующих безбожников. Результатом этой работы решение крестьян У-Зулинского сельсовета в 1931 году – не  праздновать Михайлов день и призвали  следовать их примеру все остальные сельсоветы.

В годы Великой Отечественной войны ушли на фронт мужчины. Поначалу казалось, что жизнь замерла…

Но вот работать в избу-читальню пришла Штейникова Анисья Исаковна. Сколько сил и энергии отдавала эта, уже немолодая женщина своей работе. Ей удалось организовать хор при сельской избе-читальне, старики до сих пор помнят, как ездили из деревни в деревню с концертами, выступали на районных и окружных смотрах.

После войны изба-читальня получила статус сельской библиотеки. Заведовать ею стала Андреева Любовь Ивановна. После нее заведующих библиотекой сменилось много.

Но в 1971 году зулинцам повезло. После окончания пермского культпросветучилища в Зулу приехала Людмила Ивановна Топоркова – первый библиотекарь, имеющий специальное образование. Она с душой взялась за дело, очень добросовестно относилась к работе.

 Вот что вспоминает Людмила Ивановна о том времени:

 В У-Зулинскую сельскую библиотеку я приехала работать после окончания Пермского КПУ, в 1971 году. Была хорошая возможность  остаться в городе, предлагалось жилье, но город мне не нравился с его суетой, шумом и я попросилась в деревню. Моя библиотека находилась в центре села, рядом с сельсоветом. Маленькая, с самодельными стеллажами, оклеенными газетами, библиотечка меня не очень обрадовала, но ведь я выбрала!

Фонд был неплох. На полках я обнаружила и хорошую зарубежную литературу, и стихи, что меня утешило. Приняв библиотеку, я сразу же решила внедрить в жизнь знания, полученные в училище. Итак, передвижки, пункты выдачи, чтение периодики прямо на полевом стане! Найти передвижников оказалось непросто. Ведь я никого не знала, кому можно доверить книги. Помогал всячески сельский совет, женщины, с которыми мы жили дружно. Они всячески приветствовали мои начинания и помогали, как могли. К примеру, мы побелили с ними библиотеку, оклеили стеллажи обоями. А уж в поиске передвижников их вклад был просто неоценим. Деревни находились не близко, дороги туда я не знала, но по нарисованному плану, прихватив связку с книгами я отправилась в путь. Помню, что в д.У-Мельничная надо было переходить по плавучему мосту. Но мне это казалось довольно романтичным.

Пункт выдачи я решила организовать в д. Лобанова, где была начальная школа. Книг туда нужно было доставить много и меня решили отправить на лошади. (Воронко был в сельсовете) Навязала стопки книг, к крыльцу подвели Воронка, но взгромоздиться на него так и не удалось. Высоко, да и он явно не желал иметь со мной никаких дел. Так я по четвергам ходила в деревню, устраивалась в клубе и выдавала книги. Многих не знала, и было трудно собрать все обратно. В селе было много молодежи, интеллигенции в лице учителей. Они и были, в основном, моими читателями. Часто проводились комсомольские собрания, где я выступала против не читающей молодежи. Им это не нравилось и однажды, девчата с пекарни хотели меня просто исколотить. Смешных случаев в моей короткой творческой биографии было немало. Во-первых, я плохо разбиралась: кто мой начальник? Директор совхоза или же председатель сельского совета, а может парторг? Так как все они руководили моей работой, я запуталась так, что переехала из своей теплой маленькой библиотеки в клуб, в большую не отапливаемую комнату, и перевел меня туда директор совхоза Петр Михайлович. В здании клуба было холодно, но читателей прибавилось, рядом был интернат, школа. Там я работала недолго, передала библиотеку Лидии Михайловне Трушниковой и переехала в Юрлу.

В 1973 году библиотеку приняла Лидия Михайловна Трушникова и более трех десяток лет служила верой и правдой книге и людям… При ней активно пополнялся фонд библиотеки, Лидия Михайловна занималась его обработкой, создала в библиотеке каталоги. В любую погоду посещала она окрестные деревни, меняя книги в передвижках.

В 1980 году началась централизация библиотечного дела и У-Зулинская библиотека стала филиалом № 7 Юрлинской централизованной библиотечной системы. Лидия Михайловна стала чаще бывать в центральной библиотеке: консультироваться, участвовать в семинарах, показательных мероприятиях, заказывать книги и периодику для своей библиотеки. Появилась возможность использовать фонд всей ЦБС для нужд читателей У-Зулы.

 В те годы Лидию Михайловну часто можно было увидеть с пачкой книг и журналов на фермах, полевых бригадах, гараже, конторе…

Библиотекарь обязан был оформлять «красные уголки», выпускать «молнии», «боевые листки», выполнять многочисленные поручения сельского Совета и партийной организации, зачастую отсюда делался вывод о деятельности библиотеки в целом.

В 2006 году году У-Зулинской сельской библиотеке исполнилось 100 лет. Ее фонд состоял из 15446 книг, она имела 592 читателя.

Постоянные обитатели библиотеки – дети. Лидия Михайловна всегда была готова оказать помощь в освоении школьных программ учащимся, сотрудничала она и с учителями, подбирала по их запросам книги в центральной библиотеке. Всегда участвует сельский библиотекарь в различных школьных Неделях, проводит совместные мероприятия с Домом досуга: многочисленные игры, конкурсы, аттракционы.

Трудности нашего времени не минули и У - Зулинскую библиотеку, сократилось комплектование фонда книгами, сложнее стало с периодикой. Но читатели не перестали приходить в свою библиотеку. Они идут сюда, как и много лет назад – поговорить, почитать периодику. В осенние и зимние вечера здесь всегда много народу – и детей, и взрослых.

 

 С 1 сентября 2009 года к должности заведующей библиотекой приступила Иванова Мария Степановна.

Источник: http://urlinlib.permkultura.ru

Категория: История Усть -Зулинской сельской библиотеки | Просмотров: 411 | Добавил: администратор | Дата: 14.12.2012 | Комментарии (0)

Поиск
Форма входа
Категории раздела
По страницам истории [5]
Описание села Усть - Зула [1]
Кривощеков И.Я. "Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии" 1914г.
Список населенных мест Усть-Зулинской волости, 1904 год. [1]
Сретенская церковь [6]
История Усть -Зулинской сельской библиотеки [1]
Усть - Зулинская школа [3]
В этом разделе Вы можете не только узнать историю школы, но и оставить свои рассказы о Ваших школьных годах
Происхождение фамилий [10]
Обычаи и традиции, житейские истории, воспоминания [3]
В этом разделе я предлагаю рассказывать не только об обычаях и традициях села, но и рассказывать деревенские байки и легенды которые Вы слышали от своих родителей, бабушек и дедов, можно делиться рецептами деревенской кухни....
Андреев Г.М. Стихи [1]
В категории стихи и басни Андреева Г.М. учителя Усть-Зулинской школы
Суворова Р.Е. стихи [1]
В категории стихи о родном селе
Наш опрос
Возрождение Храма в с. Усть - Зула
Всего ответов: 3
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0