Вторник, 26.09.2017, 01:23Приветствую Вас Гость

УСТЬ - ЗУЛА, земля наших предков.

Главная » Сретенская церковь

 

 Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит ему Господь» 
Святой праведный Иоанн Крондштатский 



Наверное  именно так считали жители Усть -Зулы, когда 1869, началось в селе строительство церкви. Строилась она на пожертвования и средства прихожан. 
Не далеко от села в сосновом бору были заготовлены бревна. Вывозили бревна зимой, на санях запряженных двумя лошадьми. Фундамент церкви закладывался из больших, плоских камней вывезенных с севера Пермской губернии на лошадях по санному пути. Строилась церковь в древнерусском шатровом стиле. Для работы были наняты искусные плотники и столяры. Работали на совесть, кропотливо и точно подгоняя, каждое бревно друг к другу. Стены церкви обшили хорошо выструганным тесом и покрасили краской небесно синего цвета. Двери обшили железом. Железную кровлю с конусообразной колокольней и куполом, увенчанных крестами, покрасили зеленой краской. Внутри церкви теплились лампады, горели свечи перед иконами. 
Здесь в красоте и величии внутреннего убранства проходило таинство крещения, венчание молодоженов и отпевание умерших. 
Казалось бы просто факты, но за ними целая жизнь, жизнь наших дедов и прадедов. 
Церковь выстояла в самые трудные времена, тогда, когда вместо службы, туда свозили зерно на хранение и когда она стояла забытая всеми. Но она стояла, веря, что настанет день и она снова откроет дверь, прихожанам. 
Но вместо того, что бы возродить святое место, 12 сентября 2014г, кто- то совершил поджог, мы не можем знать со злым умыслом или из озорства, может по неосторожности, но храма не стало. Не стало истории. И теперь, когда подъезжаешь к селу не видно ее.  Возможно, сельчане уже и привыкли к этой утрате.
Но это неправильно, нет разницы, насколько вы верующий человек, потому что это был не просто храм, это место, наших предков. Может кода то ваш дед или прадед  на санях по зимней дороге вез бревна, а ваша прабабушка ставила свечку и молилась о том, что Бог дал ей сына. 

Конечно, восстанавливать уже нечего, но можно построить, как когда то новую церковь, так же как и тогда сообща, помогая кто, чем может. 

Вы скажете, что вы там больше не живете. Да, отвечу я, но может быть приняв участие в строительстве маленькой и скромной церкви сейчас, через много лет, вы себе скажите, ну что же, я оставил после себя память, и очень надеюсь,  что через 100 и 200 лет она будет стоять. И будут по праздникам проходить службы, и местная молодежь, находясь на перепутье, придет к батюшке за советом и пойдет после него не водку пить, а работать. Кто знает, как вы можете изменить жизнь людей, просто тем, что прочитав,  не отвернетесь, а подумаете, а подумав, согласитесь, а согласившись побороть в себе лень и чувство неуверенности и с единомышленниками довести начатое до конца.

Прикрепления: 1 · 2
Категория: Сретенская церковь | Просмотров: 108 | Добавил: администратор | Дата: 20.01.2017 | Комментарии (2)

"Усть - Зулинская церковь была построена на пожертвования и средства прихожан. Строительство церкви началось в 1869 году  и закончилось в 1873. Для этого не далеко от села в сосновом бору  были  заготовлены бревна. Вывозили бревна зимой, на  санях запряженных двумя лошадьми. Фундамент церкви  закладывался из больших, плоских камней вывезенных с севера Пермской губернии на лошадях по санному пути.  Строилась церковь в древнерусском шатровом стиле. Для работы были наняты искусные плотники и столяры. Работали на совесть, кропотливо и точно  подгоняя,  каждое бревно друг к другу. Стены церкви обшили хорошо выструганным тесом и покрасили краской небесно синего цвета.  Двери обшили железом. Железную кровлю с конусообразной колокольней и куполом,  увенчанных крестами, покрасили зеленой краской. Внутри церкви теплились лампады, горели свечи перед иконами. Здесь наши предки  приобщались к православной вере.  Здесь в красоте и величии внутреннего убранства проходило таинство крещения, венчание молодоженов и отпевание умерших. Первыми священниками Сретенской церкви были священники Федор Наумов и Александр Овчинников. Псаломщиком с первых дней и до 1914 года был Яков Курганов. В 1862 году Яков Курганов окончил 4 класса Соликамского духовного училища. Умер 10.07.1921 в должности заштатного псаломщика, в возрасте 76 лет, похоронен в церковной ограде  с. Усть - Зула. На долгие годы Сретенская церковь стала украшением и достопримечательностью села.

По данным справочной книги Пермской епархии:

1869г

"Усть-Зулинскаго с. Сретенская ц., дерев., постр. 1873 г., от губ. г. 260 вер., от благоч. 17 вер. Священ. 1, диакон. 1, псаломщ. 1. Прихож. 1966, дерев. 22 в 1–35 вер., препят. нет. Жалов. от каз. священ. 141 руб. 12 к., псаломщ. 47 руб. 4 коп.; доход 178 руб.; ружн. сбор. Земли нет. Церк. дом. 2. Священ. Петр Александров Лебедев, оконч. кур. Углич. дух. у. Ярослав. губ., 1878 г.; диакон вакансия; псаломщ. Иаков Андреев Курганов, из 4 кл. Сол. дух. уч. 1862 г."

1910г.

За церковью с. Усть - Зула было закреплено 300 десятин земли и три квартиры. Жалование из казны Священник (1) - 300 руб.; диакон (1) - 150 руб.; псаломщик (1) - 100 руб.; доход 200 руб.

К сожалению, на сегодняшний день восстановлением этого  памятника истории и культуры местного значения никто не занимается.


Категория: Сретенская церковь | Просмотров: 232 | Добавил: администратор | Дата: 12.02.2012 | Комментарии (0)

12 сентября 2014г. сгорела церковь в

с. Усть-Зула

( престол был освящен в честь праздника
Сретенья Господня)

   Рукой человека стерта святыня села.
Произошло зловещее преступление против БОГА. 141 год простояла она на нашей земле. С 1873г. до 1941г. в ней совершались богослужения, наши предки здесь крестились, венчались, здесь отпевали, служили панихиды. Храм выстоял в лютую годину гонений на православие, когда по всей Руси расстреливали священство, жгли и уничтожались храмы. Растерзанный, распахнутый и оскверненный стоял он и в советское время, а затем и в наше. В 2009 году на посильные пожертвования некоторых жителей нашего села, силами рабочих администрации Усть-Зулинского сельского поселения был сделан частичный ремонт и отремонтирована крыша храма. Казалось, он ждал своего возрождения!.. Но на месте возрождения оказались недогоревшие обугленные черные бревна, словно напоминая нам «Очнись человек! Не черна ли и равнодушна   также и душа твоя, забыв о Вечном и Главном предназначении – быть наследником Христа»

   От нас, оставшихся здесь, от нашего участия в духовной жизни села зависит сегодня, обретет ли снова свое ЛИЦО село или же все останется в забвении и равнодушии. Наши прадеды, строившие храм верили, знали  и понимали предназначенность его для спасения своей души в Вечности. Поймем ли мы?…Что оставим своим потомкам, не научившись жить по заповедям Господа.


   Для людей же сотворивших злодеяние напомним  евангельские слова:  

«мне отмщение аз (я) воздам» (Рим.12:19)

   А нам, живущим напомним слова Белогорского подвижника, строителя и первого настоятеля монастыря,  преподобномученника  20 века архимандрита Варлаама “но если во дни земной жизни  отверзали руку  свою посильному благодеянию храмам Божиим,  то никогда не забудет о сем святая Церковь»

                                                                  Трушникова М.

Категория: Сретенская церковь | Просмотров: 187 | Добавил: администратор | Дата: 28.09.2014 | Комментарии (0)

                            История Юрлинской церкви

В конце XIX – начале XX в. в Пермской Епархии насчитывалось 19 монастырей, 474 церкви, распределенные по 27 благочинным округам. В Чердынском уезде в 1884 году было 30 каменных и 12 деревянных церквей, 3 каменных и 112 деревянных часовен, число приходов – 35, благочинных округов – 2, священнослужителей – 208. Во второй благочинный округ Чердынского уезда входили 14 приходов: в селах Чураки, Сирино, Уролка, Коса, Пятигоры, Монастырь, Гайны, Юксеево, Кочево, Юм, Усть-Зула, Юрла, Чажегово и Большая Коча.
В каждой волости была своя церковь. В Юмской – Христорождественская, в Усть-Зулинской – Сретенская. В селе Юрла, первоначально называвшемся Емь-Лопвинским, были две церкви: деревянная и каменная. Судя по самым ранним метрическим книгам, деревянный храм во имя Пресвятой Богородицы, в память Ее Рождества, был построен в 1765 году. В 1773 году к приходу этой церкви относилось 35 деревень и село Емь-Лопвинское (Юрла).
В 1879 году была заложена каменная Богоявленская церковь. Известный историк И. Я. Кривощеков в своем знаменитом «Словаре» писал: «Может быть, это единственное сооружение в целой России, так как каменный храм сооружен на деревянном фундаменте и стоит еще довольно прочно до настоящего времени, несмотря на свое 130 – летнее существование. Оригинальность постройки храма поразительная. Чем вызвана постройка храма на таком фундаменте, объяснить трудно». Основой фундамента была лиственница. Подобных церквей в России было немного – всего 3-4. Богослужения проводились по воскресеньям и в праздничные религиозные дни, причем, в деревянной – в холодное время года, а в каменной – весной, летом и осенью.
Один из старожилов села Юрла, Ваньков Иван Ефимович, писал: «В Юрле были две православные церкви. Одна из них деревянная. Вторая церковь была каменная. Архитектура здания была очень красивой. Стояла она между памятником и управлением сельского хозяйства, в створе улицы Партизанская. Высота церкви с колокольней превышала 26 метров. На колокольне было подвешено 13 колоколов. Большой колокол весил более 104 пудов. Колокольный звон в тихую погоду был слышен за 15 километров. Каждое воскресенье и в праздничные дни производился колокольный звон. Один колокол использовали как набатный. От него до земли была спущена веревка и подвязана к дереву. Обе церкви были обнесены красивой штакетной изгородью, полукругом были обсажены деревьями рябины, черемухи, кедра.
При церкви на общественных началах имелся хор в количестве 12-15 человек из числа местных жителей и интеллигенции. Хор сопровождал богослужения. С помощью колокольного звона, свечного освещения в церкви и большого хора производилось привлечение населения и молодежи в церковь. Учеников школ каждое воскресенье в зимний период обязывали посещать церковь и прослушивать богослужения. Ученики собирались в школе и строем шли в церковь. Ниже каменной церкви против здания волостного правления (сейчас здесь размещается районный суд) был установлен столб высотой 18 метров, на котором был подвешен карбидный фонарь для освещения улиц села в осенне-зимний период. Вечером свет зажигался, а утром гасился. Каменную церковь сломали в тридцатых годах. Колокола пошли на металлолом, а остальные материалы и кирпич использовали на местные нужды».
К событиям большой важности для жителей Юрлинского района следует отнести посещение Преосвященнейшим Петром, епископом Пермским и Соликамским 1 сентября 1897 года прихода Юрлинской Богоявленской церкви, где он совершил божественную литургию, и 2 сентября - прихода Юмской Христорождественской церкви.
Весомый вклад в искоренение пьянства среди населения Юрлинской волости в конце 19 – начале 20 века внесли священнослужители Юрлинской церкви, создав при приходе церкви общество трезвости. Священнослужитель И. Мелехин из Юрлы о пагубных последствиях пьянства писал в статье «Открытие общества трезвости в с. Юрлинском Чердынского уезда», опубликованной в Пермских епархиальных ведомостях за 1895 год: «Некоторые деревни, прежде богатые, от пьянства совершенно обеднели. Нравственный уровень народной жизни падает по мере развития этого порока. Между тем, рядом же живущий крестьянин, свободный от этой пагубной страсти, живет добрым порядком, отличается сравнительным богатством и вполне доволен своею жизнью.
…Ввиду устранения таких укоризн на чад православной церкви, а вместе с тем и ввиду неустанных забот правительства об искоренении пьянства, у пастыря нашего прихода зародилась мысль открыть в Юрле общество трезвости на самых строгих началах …, чтобы члены как сами воздерживались от употребления спиртных напитков, так и других никого и никогда не угощали вином, чтобы таким образом семейства этих членов служили примером самой трезвой христианской жизни.
Первыми в книгу записались члены волостного правления, волостного суда и местной полиции, которые много содействовали и содействуют проведению среди крестьян мысли о развитии и укреплении общества, записались многие и из прихожан, притом такие, которые ранее предавались чрезмерному винопитию. К настоящему времени число членов из крестьян простирается свыше 50 человек».
Помимо работы, касающейся духовной деятельности, священнослужители (как правило, священники), вели в земских и церковно-приходских школах обучение детей Закону Божию. Так, в 1875 году за успешное преподавание Закона Божия, усердие и полезную общественную деятельность Чердынская уездная земская управа вошла с ходатайством перед епархиальным архиереем о награждении священника Юрлинской церкви Иоанна Бабина почетной наградой.
Трагической была судьба священнослужителей Юрлинской, Юмской и Усть-Зулинской церквей в период Советской власти. Священники села Юм Федор Антипин и Николай Мациевский были расстреляны красными 11 января (по старому стилю) 1919 года. 8 декабря 1918 года расстрелян диакон села Юрлы Аркадий Решетников.
Несмотря на гонения со стороны Советской власти, в первые годы ее существования церкви в селах Юрла, Юм, Усть-Зула продолжали действовать. В Юрлинской церкви несли службу священники Павел Веселов, затем Федор Бахматов, в Юмской – Александр Бирюков, Иван Шерстобитов, в Усть-Зулинской – Иван Соларев, Александр Коротаев.
Благодаря активной антирелигиозной пропаганде, проводимой органами власти на местах во второй половине 20-х, начале 30-х годов прошлого столетия, число прихожан в церквях заметно сократилось. Чтоб провести собрание верующих, требовалось особое разрешение властей. Часто церковные советы получали отказы в проведении крестных ходов. Церкви облагались непосильным налогом. Так, 7 июля 1930 года налоговый инспектор по Юрлинскому району Светлаков в своем сообщении в административную часть Юрлинского райисполкома писал, что за Юрлинской церковью числится недоимка: налог со строения 256 руб. 20 коп. и за попом Кузнецовым Г. П. -111 руб.
Одной из форм воздействия на инакомыслящих граждан в те годы было лишение их избирательных прав. В 1926-1927 годах были лишены избирательных прав при выборах в Советы 19 служителей церквей Юрлинского района. В их числе священник Юрлинской церкви Веселов П.М. и его жена, служители той же церкви Бахматов Ф.В., Белобородова А.С., Леханова А.Н., Конин И.С., 8 священнослужителей Юмской и 5 – Усть-Зулинской церквей.
В итоге, в 1930 году были закрыты Юмская и Усть-Зулинская церкви, бездействовали обе Юрлинские церкви. В том же году повсеместно в деревнях района представители власти проводят собрания граждан по закрытию Юрлинской Богоявленской (каменной) церкви. В противовес этому, 13 июля 1930 года на общем собрании верующих, где присутствовало 600 человек, было принято решение об образовании Юрлинской общины православных верующих. 25 июля 1930 года на общем собрании прихожан Рождество-Богородицкой церкви, на котором присутствовало 280 представителей пяти сельсоветов, было решено открыть старую деревянную церковь, что касается каменного храма, то от последнего отказаться и передать его общественным организациям района, ходатайствовать перед соответствующими органами о передаче духовного инвентаря (икон, крестов и т.д.), а также колоколов в ведение старой церкви. 19 июля 1932 года Богоявленская церковь была закрыта на основании решения Юрлинского райисполкома от 22-23 марта 1932 года.
Массовые сталинские репрессии 30-х годов коснулись и священнослужителей. Швецов Даниил Николаевич, работавший священником в Юрлинской Рождество-Богородицкой церкви с 12 октября 1934 года, в 1936 году народным судом Юрлинского района был приговорен к шести месяцам принудительных работ, а 13 октября 1937 года по обвинению в участии в контр-революционной повстанческой организации, шпионаже и терроризме был приговорен к 10 годам лишения свободы. 20 октября 1937 года Юсьвинским районным отделом НКВД был арестован, а затем приговорен к расстрелу священник Купросской церкви Бахматов Федор Васильевич, бывший священнослужитель Юрлинской церкви.
11 февраля 1939 года постановлением Президиума Юрлинского райисполкома № 1364 было принято решение о закрытии и Рождество-Богородицкой церкви. В здании были размещены райпарткабинет и библиотека райкома партии. Затем в ней длительное время размещался районный Дом пионеров, а с 22 апреля 1980 года по апрель 1993 года – районный музей. Более полувека на территории Юрлинского района не было слышно звона церковных колоколов.
3 декабря 1992 года состоялось собрание православных верующих села Юрла, на котором был принят Устав о деятельности религиозной общины, избран приходской Совет. 19 марта 1993 года малый совет Юрлинского районного Совета народных депутатов принял решение № 240 о передаче общине зданий бывшей церкви в бесплатное пользование. Вскоре Пермское епархиальное управление направило в Юрлинскую церковь, названную Богоявленской, священнослужителя – отца Владимира. Непродолжительное время в ней работали отец Алексий (Кашин) и другие священники, а с февраля 2000 года в церкви села Юрлы несут службу отец Евгений (Евгений Александрович Сысолетин) и матушка Елена. С их приходом не только изменился внутренний и внешний вид церкви, но и самого села. Из года в год растет число прихожан и число обрядов, совершаемых в церкви.

Анатолий Бахматов,
 с.Юрла. http://http://gazetaparma.ru/2013/02/12/за-веру/
Категория: Сретенская церковь | Просмотров: 254 | Добавил: администратор | Дата: 21.07.2013 | Комментарии (0)

Священнослужители Сретенской церкви села Усть - Зула.  

   Священники:  
ФЕДОР НАУМОВ В 1844 году окончил курс Духовной семинарии 2 разряда. Умер 26.06.1867г. 
ВАСИЛИЙ ОВЧИННИКОВ 18777-1879гг;   1887 - 1890гг. 
ГЕОРГИЙ КАЛАЧНИКОВ 1903 - 1915гг.  Родился в 1861 году.  Окончил курс Пермского Духовного училища. 
СИМЕОН ГОРЯЕВ  1887г 
ПЕТР ЛЕБЕДЕВ  1892 - 1899гг. В 1873 году окончил курс Духовного училища Ярославской губернии 
АРХИП СНЕГИРЕВ  1913 - 1915гг. 
ИОАНН  СОЛАРЕВ  1915 - 1921гг. 
ИОАНН ГРЕБНЕВ  1915 - 1915гг. 
   Диаконы:    
АЛЕКСАНДР КАШИН  1903 - 1908гг. 
АНДРЕЙ ВИЛЕСОВ  1908 - 1911гг. Родился в 1881 году. Окончил Соликамское Духовное училище. 
НИКОЛАЙ КОПЫТОВ  1917 - 1918гг. 
   Псаломщики:    
 ЯКОВ КУРГАНОВ  1877 - 1914гг.   Окончил 4 класса Соликамского Духовного училища 
МИХАИЛ РУСАНОВ  1894 - 1897гг. В 1892 году окончил 2 класса Пермской Духовной семинарии 
АЛЕКСАНДР ДУРКИН  1913 - 1918гг. 
  
  
  
  
  
  
  
  

Категория: Сретенская церковь | Просмотров: 286 | Добавил: администратор | Дата: 08.03.2012 | Комментарии (0)

В дореволюционной России регистрация актов гражданского состояния осуществлялась церковью. В церквях проводились обряды крещения, венчания, отпевания-погребения. Религиозные обряды проводились приходскими священнослужителями, которые осуществляли соответствующие записи в метрических книгах.

Метрические книги церквей - это книги записей актов рождения и крещения, бракосочетания и смерти. Они заполнялись тем священником, который венчал, крестил и отпевал прихожан своего прихода.  Первым официальным документом, свидетельствующим о необходимости регистрации рождений и смертей, считается Указ Петра I от 14.04.1702 года. С мая 1722 года было установлено обязательное ведение в церкви метрических книг. Состояла каждая книга из трёх частей, содержащих следующие сведения:
- о рождении - дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения;
 - о браке - имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей (поручителей)
- о смерти - имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.

Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею), второй - оставался в церкви.

До постройки Сретенской церкви деревня Зула, относилась к приходу Рождество - Богородской церкви Ем - Лопвенского стана, так первоначально называлось село Юрла.  Рождество - Богородская  церковь была построена около 1765 года.


 

Запись в  метрической книге Сретенской церкви за 1907год о рождении моего деда Суворова Георгия (Егора)

Категория: Сретенская церковь | Просмотров: 605 | Добавил: администратор | Дата: 07.03.2012 | Комментарии (0)

Поиск
Форма входа
Категории раздела
По страницам истории [5]
Описание села Усть - Зула [1]
Кривощеков И.Я. "Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии" 1914г.
Список населенных мест Усть-Зулинской волости, 1904 год. [1]
Сретенская церковь [6]
История Усть -Зулинской сельской библиотеки [1]
Усть - Зулинская школа [3]
В этом разделе Вы можете не только узнать историю школы, но и оставить свои рассказы о Ваших школьных годах
Происхождение фамилий [10]
Обычаи и традиции, житейские истории, воспоминания [3]
В этом разделе я предлагаю рассказывать не только об обычаях и традициях села, но и рассказывать деревенские байки и легенды которые Вы слышали от своих родителей, бабушек и дедов, можно делиться рецептами деревенской кухни....
Андреев Г.М. Стихи [1]
В категории стихи и басни Андреева Г.М. учителя Усть-Зулинской школы
Суворова Р.Е. стихи [1]
В категории стихи о родном селе
Наш опрос
Возрождение Храма в с. Усть - Зула
Всего ответов: 3
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0