Понедельник, 20.11.2017, 07:13Приветствую Вас Гость

УСТЬ - ЗУЛА, земля наших предков.

Главная » По страницам истории


  Около трехсот лет назад на берегу реки Усть – Зула появилась небольшая деревушка. Основателем, которой,  стал Елфим Петров сын Трушниковых, с  сыновьями  Евсеем и Петром. 

Именно в этот период около 1721-22гг.  Юрлинский  край стал активно заселяться русскими, большей частью выходцами из соседней Вятской губернии.

 Вот и Елфим был государственным крестьянином, выходцем Кайгородского уезда. Что заставило его покинуть родные места, не известно. Возможно он, как и многие был участником крестьянских восстаний, волна которых прокатилась по Кайгородскому уезду в конце XVII начале XVIII вв. и покинул родные места, спасаясь от расправы. А может, в поисках  лучшей доли оказался Елфим  на Юрлинской земле.

Место для себя выбрали на берегу реки Зула, стали корчевать лес и рубить избы, сперва по черному. Новую деревню, назвали, как речку - Усть - Зула.

 В Ревизской сказке 1722года так и записано «…Деревня  на Усть – Зуле…»

В этой же ревизии упоминается и Митрофан Минеев сын Трушниковых, проживающий в деревне Усть  - Бадья. Были ли Митрофан и Елфим родственниками,  пока установить не удалось,  но именно они являются родоначальниками крестьянского рода Трушниковых на Юрлинской земле.

Шло время. Наши предки потихоньку обживались. Вели хозяйство. Занимались земледелием, рыбной ловлей, охотой. Заводили скот. Выращивали рожь, ячмень, овес, горох, лен. Основной едой были пистики, пиканы, грибы, ягоды, рыба.  По праздникам, пекли пироги,  шаньги, делали пиво и брагу.

Женщины пряли лен, шерсть, ткали холсты,  пестрядь, гарусные пояса и опояски.Вязали носки и рукавицы.

Мужики сами делали телеги и сани, гнули дуги, плели лапти, делали туеса, кадушки, ушата.

Можно предположить, что жили сельчане довольно дружно, ведь в одиночку выжить было трудно. Наверное,  еще с тех дальних времен пошло понятие «помочь», когда люди помогали друг другу. Но случались и конфликты, так в 1793 году крестьянин Павел Андреев присвоил землю, которая принадлежала Емельяну Трушникову, по этому делу было судебное разбирательство.

С годами деревня разрасталась, образовывались новые семьи, зулинские парни брали в жены девушек из соседних деревень. В округе появлялись новые деревни. В 1821году появилась Усть – Зулинская волость, в состав которой вошло 9 сельских обществ.

В 1858г. В Усть – Зуле  жили уже внуки и правнуки Елфима. По итогам десятой ревизии в деревне значилось 19 дворов,  в 17 из них проживали потомки Елфима Трушникова. Всего в деревне проживало 110 лиц мужского пола и 131 женского.

К концу 19 века жизнь в селе кипела. Уже была построена церковь, деревня стала селом Усть-Зула. В селе было открыто земское училище, волостное правление, станция земской почты, казенная винная, 2 торговые лавки. Проводились еженедельные торжки – по вторникам. К этому времени в селе уже были и бедные, и зажиточные крестьяне.           

В начале 20 века в Усть –Зулинской волости появились первые политические ссыльные они занимались революционной пропагандой. В Зуле,  в доме моего прадеда Михаила Трушникова жил ссыльный большевик Дмитрий Потехин. От него то и получили первую революционную подготовку сельские бедняки.

А в 1917году в Усть –Зулинскую волость вернулись фронтовики Букреев Иван Васильевич, Женин Кирилл Романович, Иванов Петр Иванович и другие. Ознакомившись с обстановкой они решили по примеру больших городов взять власть в свои руки. Тогда власть перешла мирным путем, был созван волосной сход, на котором присутствовало 150 человек. Кулаки, середняки, бедняки. Согласны были не все, но власть перешла в руки вышеперечисленных фронтовиков. С этого момента началась новая веха в истории села – Советский период.



Категория: По страницам истории | Просмотров: 266 | Добавил: администратор | Дата: 25.02.2012 | Комментарии (0)

Ю.С. Чирков

                            СОЛЯНАЯ ДОРОГА ИЗ ПЕРМЯКОВ

По мере сооружения автомобильной дороги Соликамск - Коса, частично совпадающей с участком старого Сибирского тракта, возрастает интерес к той территории, особенно за селом Уролка и поселком Басим. В прошлом веке она как-то обезличилась в глазах соликамцев. Поверишь словам Даниэля Дефо, который сказал от имени Робинзона Крузо: «Проезжая по лесам этой пустыни...». Исторически это объяснимо тем, что за Камой простиралась территория Чердынского уезда.

Между тем, если покопаться, впереди любопытнейшая местность. Говорят, казаками Ермака заселены Березовка, Кондас, Щекино. Население Юрлинской волости представляет потомков сосланных Петром I взбунтовавшихся стрельцов. Там не услышишь и слова по-пермяцки. Наоборот, в деревнях сельской Чураковской волости жили одни пермяки. Позже образовались селения с разной степенью обрусения местного населения.

Впрочем, и сеть дорог была гуще, чем представляется теперь. Краеведы напоминают, что в 1870 году в Чердынском уезде начала действовать земская по­чта. Для нее было установлено два главных и три побочных маршрута, которые охватывали все волости. Самым протяженным был маршрут от Чердыни до села
Усть-Зула - 315 верст. Он проходил через села Верхнее Мошево, Уролку, Косу, Юксеево, Юм и Юрлу. От него шел побочный путь — от села Коса в село Тайны и в село Усть-Чикурью - 95 верст. Позднее, с образованием новых волостей, были установлены побочные маршруты до села Большая Коча и деревни Чураки. Второй главный путь тянулся до Ныроба.

Земская почта отправлялась из Чердьни один раз в неделю, а с 1882 года к главным земским трактам она стала отправляться дважды в неделю. Путь почтаря от уезда до
Усть-Зулы занимал туда и обратно пять суток. Почта шла без остановок днем и ночью, а для сдачи корреспонденции в волостное управление отводился только один час.

А от наших лесников я услышал о существовании неофициальной «соляной дороги из пермяков» в Усолье.

Дед лесника Урольского лесничества Ивана Николаевича Леонтьева, который родился в 1889 году, пешком ходил за солью с холщовым мешком. Соль спасала его, когда власти начинали трясти с него недоимки. Соль ценилась очень высоко. Кстати, на современной карте я разглядел название Несоли, похоже, те жители были известны в старину недосолом на столе. Путь ходоков за солью пролегал, говорят, через Васькино, Петухи, Шишкино, Малые и Большие Кокорники, Лёвино, Кондас, а «ходкое население» - минуя деревни, по старым тропам.

Журналист Николай Федосеев, уроженец Косы, тоже рассказывал мне, что его дед ходил в Усолье за солью. Как помнит рассказы, дед уходил из дома под утро, часа в три, и к ночи успевал вернуться. Ходили или по дороге, или, минуя деревни, когда замерзали болота, по старым лесным тропам. Больше того, отправляли специальные соляные обозы: жители Косы сами по себе, а жители окрестных деревень - Новое и Старое Гущино, Чирково, Юла, Войвыл, Пуксиб - собирались вместе. Как он предполагает, отправлялись по старому Сибирскому тракту через Логиново, после Уролки сворачивали на дорогу к селам Сирийское, Березовское, Ощепковское, Усольское.

Однажды подумалось: по этим дорогам ходили и горемычные чердынские крестьяне Пила и Сысойко - персонажи повести Федора Решетникова (1841-1871) «Подлиповцы». Федора Михайловича теперь мало кто знает, несмотря на его несомненные заслуги перед русской литературой: вместе с Маминым-Сибиряком стал открывателем уральской темы, с большой силой и глубиной показал важные стороны народного существования. В 1864 году в журнале «Современник» Некрасова появилась его лучшая повесть «Подлиповцы». Критика отмечала, что после нее о крестьянине и рабочем стали писать иначе - сухо, просто и спокойно. Решетников научил писателей и читателей думать о народном горе не свысока, а как о настоящем человеческом горе - во всей его глубине, тяжести и уродстве.

Характерно, что недавно поэт Михаил Смородинов в рецензии на фильм лауреата Государственной премии Анатолия Балуева «Мам» с похвалой отозвался: «Документальная съемка подчас видится более художественной, нежели многие нынешние так называемые художественные фильмы. По силе воздействия некоторые кадры сравнимы с прочтением «Подлиповцев» Федора Решетникова» («Звезда» за 27 февраля 2004 года).

Имена Пила и Сысойко стали нарицательными. Это крестьяне бедной пермяцкой деревни Подлиповки Чудиновской волости (может быть, автор имел ввиду Чураковскую?) Чердынского уезда. По документам они числились как Гаврило Гаврилович Пилин 40 лет и Сысой Степанович Сысоев 20 лет. «Подлиповцы говорят по-пермяцки. Плохо понимая наши слова, они, хотя и выговаривают их, но в исковерканном виде. Выговор их походит на выговор крестьян Вятской и Вологодской губерний». «И веровать они по-христиански не хотят», образа достают с полатей только для священника.

Пила «был человек добрый, пробойный и работящий. Он один из подлиповцев понял, что, ничего не делая, жить нельзя; он как-нибудь старался приискать себе работу, сбыть ее, а главное, - услужить своим подлиповцам». Пока не утопил ружья — стрелял дичь. Сбывал в селе и городе кадки, кузовки и лапти, через знакомого с постоялого двора находил себе покупателей. «Если в городе ничего не покупали, Пила шел собирать ради Христа и потом делился с подлиповцами». Худо-бедно, стал лечить крестьян травами.

Предприимчивый Пила спокойно мог оказаться среди путников «соляной дороги», ведь «для него ничего не значило съездить за сто верст» в город, в уездный центр (на лошади это четыре дня с ночевкой в деревнях, как сообщается в повести).

Однако после смерти Апроськи («в деревне все больны от мякины и коры»), дочери Пилы, которую любил Сысойко, они решили уйти от горькой, нищенской жизни на поиски «богачества» в бурлачестве. «Насобирав на дорогу хлеба, купив на собранные деньги два мешка и по две пары лаптей, подлиповцы с Матреной и детьми ее отправились бурлачить. К ним пристали еще четыре крестьянина...». Им предстоял долгий путь из Чердыни в Усолье, а там до Яйвы, Косьвы и Усьвы, до Чусовой и Камы. Как вы помните, Пила и Сысойко доби- | лись своего, стали бурлаками, но им не повезло, на обратном пути, когда баржа наскочила на мель, они погибли.

Нарисованный Решетниковым пеший переход из Чердыни в Усолье, который занял около шести суток, не во всем совпадает с маршрутом «соляной дороги», зато замечательно показывает атмосферу путешествия, утерянную вместе с лошадками, колокольчиками, санями, телегами, деревеньками, бедными, плохо одетыми странниками.

«Идут наши подлиповцы по большой дороге, ухабистой и частью занесенной снегом; идут по сугробам и ругаются. Мороз как назло щиплет им и щеки, и колени, и пальцы ног и рук, и уши; хорошо еще, что по обеим сторонам лес густой и высокий. Подлиповцы привыкли к холоду, и их только злят проезжие в повозках и с дровами: нужно сворачивать на сторону; а как своротил, так и увяз в снегу по колено, а где и больше».

«Сколько проехало мимо них повозок с теплыми шубами! Подлиповцы им кланялись, снимая шапки и удивляясь звону колокольчиков, и долго стояли на одном месте, глядя на удаляющуюся повозку. Сидевшие в повозке не только не кланялись им, но не глядели на них». Кто зазевался, не успел своротить с дороги, мог получить по спине витнем. А попадут мужики поздоровей, почтальону саблей приходится спасать ямщика.

«Наконец, попалась деревня. Все они разбрелись по домам. Добрые хозяева, расспросив, куда они идут, пустили их на печки. Подлиповцы и товарищи их, отогревшись на печках, закусив тем, что дали им хозяева, которые были позажиточнее подлиповцев, отправились опять в путь».

На подлиповцев большое впечатление произвело село Усолье, расположенное на берегу Камы, дома и варницы, общее оживление, занятые работой люди. Словом, увидели совсем иную жизнь.

Они видят соленосов с мешками у амбаров. Заходят в помещение насосной, где рассол подается по жолобу в варницу, где «черная» соль делается белой, настоящей («четыре лошади, подгоняемые одним мальчуганом, шли кругом столба с колесами»).

На семи лошадях подвозят к варнице дрова. «Там в огромном котле, наподобие ящика в несколько сажен длины и ширины, что-то варилось, только виднелась седая пена, которую изредка мешали рабочие; над котлом разные перекладины поделаны да доски; на них не то снег, не то что-то серое и что-то каплет в котел с досок». Готовую соль ссыпают в амбары.

Один работник достал с полатей на лопате соли и подал подлиповцам. Интересно восприятие большого количества соли, ведь дома расходовали дорогой продукт щепотками. Пила положил соль в мешок, в котором был хлеб. Его предупредили, что так хлеб испортится. Выбросить? Жалко. Решили ее съесть. «Подлиповцы расположились есть хлеб, посолив его круто солью, до того, что есть вовсе нельзя было. Однако они соль эту ссыпали на другой кусок. Наевшись, подлиповцы еще попросили соли и завязали, каждый по ровной части, в концы пол своих полушубков...».

Остается удивляться, каким образом молодой писатель в деталях познакомился с жизнью беднейшего населения. Вероятно, жалость, сочувствие к ним помогли его проницательности. В конце концов он сам был одним из несчастных. Девятимесячным ребенком остался сиротой, рос приемышем в семье родственников в Перми. Его били, и из веселого мальчика он стал озорником. Его отдали в уездное училище, там также били тринадцатилетнего Федора, служившего в почтовой конторе, за служебную провинность сослали на трехмесячное покаяние в Соликамский мужской монастырь, где он «познал нечестие монахов» и выучился пить горькую. Позже дурная привычка, болезнь легких лишили его сил, душевной устойчивости и здоровья, что привело к ранней смерти талантливого человека.

Его плач по погибшим бурлакам можно отнести и к самому Федору Михайловичу: «Родился человек для горе - горькой жизни, весь век тащил на себе горе, оно и сразило его... Вся жизнь его была в том, что он старался найти себе что-то лучшее».

Наверное, так и есть: надежда умирает последней. В повести счастье улыбнулось малолетним Павлу и Ивану. Отставшие в пути от родителей, они устроились кочегарами на пароходе, узнали его устройство, каждый уголок, что для чего служит. Зимой находили занятие на пристани: лед колоть, дрова, воду носить, быть кучером. Ребятишки увидели большие волжские города, научились читать, между тем как их отец умел считать только до пяти. Им интересно настоящее. Им интересно думать о будущем. Они любят разговаривать о том, как встретят отца и мать и снова заживут вместе, уже в достатке.


Из книги: Ученые записки. Вып.2-3.Ч.3:

Материалы IX-X научно-практической конференции

преподавателей-предметников, студ. СГПИ и школьников, 2004

  
Категория: По страницам истории | Просмотров: 344 | Добавил: администратор | Дата: 21.07.2013 | Комментарии (0)

ИЗ ПИСЬМА ТРУШНИКОВА С.П. ПЕРВОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОЛХОЗА "КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН"


Бахматов А.А. "ПАМЯТЬ. Историко-документальная хроника Юрлинского района"

Категория: По страницам истории | Просмотров: 395 | Добавил: администратор | Дата: 22.12.2012 | Комментарии (0)

Из воспоминаний Петра Ивановича Иванова

Бахматов А.А. "ПАМЯТЬ. Историко-документальная хроника Юрлинского района"


Категория: По страницам истории | Просмотров: 202 | Добавил: администратор | Дата: 22.12.2012 | Комментарии (0)

ХОДОТАЙСТВО УСТЬ - ЗУЛИНСКОГО ВОЛОСТНОГО СХОДА ОБ ОТКРЫТИИ В СЕЛЕ УСТЬ - ЗУЛА ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ТОРЖКА. 1881 год



Категория: По страницам истории | Просмотров: 234 | Добавил: администратор | Дата: 30.03.2012 | Комментарии (0)

Поиск
Форма входа
Категории раздела
По страницам истории [5]
Описание села Усть - Зула [1]
Кривощеков И.Я. "Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии" 1914г.
Список населенных мест Усть-Зулинской волости, 1904 год. [1]
Сретенская церковь [6]
История Усть -Зулинской сельской библиотеки [1]
Усть - Зулинская школа [3]
В этом разделе Вы можете не только узнать историю школы, но и оставить свои рассказы о Ваших школьных годах
Происхождение фамилий [10]
Обычаи и традиции, житейские истории, воспоминания [3]
В этом разделе я предлагаю рассказывать не только об обычаях и традициях села, но и рассказывать деревенские байки и легенды которые Вы слышали от своих родителей, бабушек и дедов, можно делиться рецептами деревенской кухни....
Андреев Г.М. Стихи [1]
В категории стихи и басни Андреева Г.М. учителя Усть-Зулинской школы
Суворова Р.Е. стихи [1]
В категории стихи о родном селе
Наш опрос
Возрождение Храма в с. Усть - Зула
Всего ответов: 3
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0