Фамилия встречается в Юрлинском районе. Предок юрлинских Трушниковых - Митрофан Михеев сын Трусников, проживавший здесь, в деревне на "Усть-Бадье" в 1721 году. Родина Трушниковых-Кайгородский уезд. В 1678 году Трушниковы обитали в Зюздинской волости Кайгородского уезда
Источник: Е. Шумилов "Пермские старожильческие фамилии
Трушников – старинная русская фамилия. В ней запечатлелась память о далёком предке, носившем прозвище Трушник. Для современного человека такое прозвище звучит загадочно, однако несколько столетий назад оно было понятно каждому жителю западных русских земель. В смоленских и новгородских говорах встречалось слово «трутить», означавшее «давить, толкать, теснить». «Трушник» - тот, кто умеет «трутить».
Своим появлением подобное прозвище обязано старинной русской потехе – кулачным боям. По воскресным дням парни сходились где-либо на ровном месте – на просторной площади, на льду реки – и сражались «стенка на стенку», без злобы и жестокости, не калечили друг друга, упавших не били. Дрались ради того, чтобы размяться да показать молодецкую удаль. Кто сбил противника с ног – тот и победитель. В таком бою ценилось умение «трутить» - надавить, толкнуть, чтобы соперник упал. Крепкий парень, обладавший этим ценным умением, получил прозвище Трушник. От прозвища было образовано отчество Трушников, которое закрепилось за сыновьями Трушника, перешло к внукам и постепенно, передаваясь из поколения в поколение, превратилось в наследственную фамилию.
Одно из ранних документальных упоминаний фамилии Трушниковых связано с примечательным историческим событием – путешествием Николая Спафария в Китай.
В мае 1675 года из России в Пекин было направлено посольство, которое возглавлял Николай Гаврилович Спафарий – молдавский боярин, перешедший на службу к российскому государю. Посольство начало свой путь из Тобольска, дипломатов сопровождали тобольские казаки. В «Росписи служилым людям, кои с посланником Николой Спафарием в Государство Китайское посланы» значится «Ондрюшка Трушников, казак литовского списку». На пути из Тобольска в Пекин посольство изучало неизвестные земли, горы, реки, озёра. Путевые заметки Николая Гавриловича Спафария и составленные им карты сохраняли научную ценность в течение нескольких столетий.
Память о талантливом учёном и дипломате бережно сохраняется у него на родине в Молдове. Помнят о нём и в России. Но о казаке Трушникове, сопровождавшем дипломата и делившем с ним опасности и тяготы похода, история сведений не сохранила. Трушников был одним из многих русских людей, верно и преданно служивших Отечеству. Подобные ему «служилые люди» не раздумывая шли туда, куда прикажет государь – на охрану границы, на ратное дело, в дальний поход по неизведанным землям.
Точных сведений об Ондрюшке Трушникове нет, существуют только предположения. «Казаками литовского списка» в те времена называли выходцев из Великого княжества Литовского, поступивших на русскую службу. Среди них были литвины, поляки, русские. Возможно, «литовский» казак Трушников был этническим русским, уроженцем Смоленска. В письменных источниках Смоленщины фамилия Трушниковых отмечается с древности. Так, например, в писцовых книгах Смоленского края за 1500 год значится землевладелец «Павка Сенькин Трушников». В окладных книгах Смоленска отмечен «Васька Фомин Трушников, пушкарь» (1609 год). Может быть, Ондрюшка тоже был урождённым смолянином, а «литовским казаком» оказался в силу обстоятельств: с 1404 по 1514 год древний русский город Смоленск принадлежал Великому княжеству Литовскому, а с 1611 по 1667 – Речи Посполитой.
Вероятно, после успешного завершения дипломатической миссии Трушников возвратился в Тобольск и остался там навсегда. В документах «Тобольской приказной избы» за 1694 год отмечен казак Андрей Трушников. Может быть, это он – Ондрюшка Трушников из экспедиции Спафария. Не исключено, что потомки славного казака до сих пор живут в Сибири. Фамилия Трушниковых, в целом редкая для России, в Тюменской области считается привычной, и особенно часто встречается на берегах Тобола. Есть и другие «фамильные гнёзда» Трушниковых – В Омской области, на Урале, в Кировской области.
Вероятно, в России существует несколько династий с такой фамилией, и у каждой из них своя история, свой родоначальник. Но где бы ни жили современные Трушниковы, с какой бы землёй ни связывали своё происхождение, у них есть основание с гордостью носить свою простую, исконно русскую фамилию.
Источники: Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имён. СПб, 1908.
РГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 3, лл. 229 об.—233.
Литература: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1880. Никонов В.А. География фамилий. М., 1988.
Фамилия встречается в Юрлинском районе. Предки Бисеровых происходили с территории Кайгородского уезда и в 1748 году проживали в Юрлинской деревне Енчер (Янчер). В 1678 году Бисеровы обитали в Кайгородских погостах Гидаевский и Лоенский и близлежащих деревнях.
Источник: Е. Шумилов "Пермские старожильческие фамилии"
Значение фамилии Бисеров. Социологическое исследование.
«...Исследование истории возникновения фамилии Бисеров открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом...» «...Фамилия Бисеров принадлежит к древнему типу славянских семейных именований, образованных от личных прозвищ...»
Фамилия встречается в Юрлинском, Чернушинском, Большесосновском районах. Предки Юрлинских Пикулевых поселились на территории современного Юрлинского района в д. Сурол в 1720 г.В XIXв. часть Пикулевых переселилась на земли нынешнего Чернушенского р-на
Источник: Е. Шумилов "Пермские старожильческие фамилии
Фамилия встречается в Юрлинском районе. Здесь, в д. Чужья, Ташкиновы жили в 1721 г. Их родина Кайгородский уезд. В 1678 году Ташкиновы обитали в Кайгородском погосте Лоинский и близлежащих деревнях.
Источник: Е. Шумилов "Пермские старожильческие фамилии
«...Исследование истории возникновения фамилии Ташкинов открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом...» «...Фамилия Ташкинов относится к распространенному типу родовых именований, образованных от мирских имен, прозвищ...»
Фамилия встречается в Юрлинском, Чернушинском, Кунгурском и Березовском р-нах. Предками юрлинских Бартовых являлись кайгородцы Бартовы. Они жили в 1721 г. в юрлинских дер. Юм и Бадья. В 1678 г. Бартовы обитали в кайгородском погосте Лоинский и близлежащих деревнях. Родоначальник березовских и кунгурских Бартовых – Коземка Бартов, живший в 1690-х гг. в кунгурской дер. Курманаева. В 1834 г. его потомки обитали здесь же в дер. Средняя Мечка и Рощеперина.
Источник: Е. Шумилов "Пермские старожильческие фамилии
Ле(и)ханов - фамилия известна в Юрлинском, Чердынском, Карагайском районах. Предком карагайских Лихановых является Евсейко Демидов сын Чежев, живший в 1678 году в починке "Против Лысьвы". Его сын иван в 1700 году уже писался Лихановым.
Источник: Е. Шумилов "Пермские старожильческие фамилии"
Основой фамилии Леханов послужило церковное имя Алексей. Фамилия Леханов образована от имени Лехан, производной формы крестильного мужского имени Алексей. В переводе с греческого это имя означает «защитник».
Покровителем имени считается мученик Алексий Константинопольский, заслуживший славу богоугодными делами. Но в народе он более известен Алексий (Алексей), человек Божий, родившийся 30 марта в семье знатного римлянина Евфремиана. Долгие годы прожив отшельником, он вернулся в отчий дом, однако родственники не узнали его. Несмотря на пренебрежение домашних, Алексий помогал людям, совершая добрые дела. Незадолго до смерти он открыл своей семье имя. На месте его погребения на Авентинском холме была выстроена церковь, носящая его имя.
Согласно другой гипотезе, фамилия произошла от прозвища Лехан. Возможно, в его основе лежит слово «лех», т.е. «глыба руды, спекшейся при пожоге». Поэтому Леханом могли называть того, кто занимался горным делом.
Не исключено также, что прозвище Лехан восходит к нарицательному «леха», которое имеет несколько значений: «лекарь», «борозда в пашне», «мера земли, одна двенадцатая часть десятины». В таком случае предок обладателя этой фамилии мог быть лекарем или земледельцем. Лехан, со временем получил фамилию Леханов.
В обиходе было несколько имен имеющих общее начало: Андрей (с греч. — «мужественный»), Андрон («победитель»), Андроник («победоносный»). Естественно, имена производные от них будут похожи: Андрон или от Андрея или от Андроника или же собственно имя, Андроша — или от Андрея или от Андроника. Само же имя Андроник благодаря суффиксу -ик воспринималось как ласкательное и превратилось в обиходе в Андрон. (см. Андроников). Само имя Андреев входит по частотности в десятку наиболее распространенных фамилий. Андрус и Андрос могут быть образованы от имени Антроп (см. Антропов) Фамилии Андреевский чаще всего семинарские и могли даваться как по имени святого, так и по церкви названной в его честь. Андриевский. Фамилия украинская, образована не от крестильного имени напрямую, а от географического названия типа Андрiев, Андрiевка. Андреенко, Андренок, Андриенко, Андрейченко, Андрусив, Андрущенко, Андрющенко — фамилии украинского происхождения. от того же имени. См. также Андриянов, Андронов
Довольно распространенная фамилия, между тем, слова букрей в русском языке нет. Зная о древних контактах русских с тюркоязычными народами, находим источник в тюркской лексике. «Бекре» по татарски «горбун», отсюда и Букреев фамилия, равнозначная фамилии Горбунов. Букрябовы. От литовского гонца в Москву в 1658 году Улана Букряба (Шмидт 1984, с. 146). Фамилия от тюркск. бюкре -«горбатый».
«...Обладатель фамилии Букреев, без сомнения, может гордиться своей фамилией, поскольку она является интереснейшим памятником восточной письменности и культуры...» «...Фамилия Букреев имеет очень интересную историю происхождения и относится к распространенному типу фамилий, ведущих свое начало от тюркских носителей, а именно выходцев из Золотой Орды: или от печенегов, или от половцев...»
Фамилия распространена в Юрлинском и Чернушенском районах. первоначальная форма - Жепин. В 1748 году в юрлинской деревне Енчер проживали братья Василий и Семен Никитины дети Жепины. Эта "не приличная" фамилия претерпела небольшие изменения в XiX веке
Источник: Е. Шумилов "Пермские старожильческие фамилии"
В этом разделе я предлагаю рассказывать не только об обычаях и традициях села, но и рассказывать деревенские байки и легенды которые Вы слышали от своих родителей, бабушек и дедов, можно делиться рецептами деревенской кухни....