Около трехсот лет назад на берегу реки Усть – Зула
появилась небольшая деревушка. Основателем, которой, стал Елфим Петров сын Трушниковых, с сыновьями
Евсеем и Петром.
Именно в этот период около
1721-22гг. Юрлинский край стал активно заселяться русскими,
большей частью выходцами из соседней Вятской губернии.
Вот и Елфим был
государственным крестьянином, выходцем Кайгородского уезда. Что заставило его
покинуть родные места, не известно. Возможно он, как и многие был участником
крестьянских восстаний, волна которых прокатилась по Кайгородскому уезду в
конце XVII
начале XVIII
вв. и покинул родные места, спасаясь от расправы. А может, в поисках лучшей доли оказался Елфим на Юрлинской земле. Место для себя выбрали на берегу реки Зула, стали корчевать лес и рубить избы, сперва по черному. Новую деревню, назвали, как речку - Усть - Зула.
В Ревизской сказке 1722года
так и записано «…Деревня на Усть – Зуле…»
В этой же ревизии упоминается и Митрофан Минеев сын
Трушниковых, проживающий в деревне Усть
- Бадья. Были ли Митрофан и Елфим родственниками, пока установить не удалось, но именно они являются родоначальниками крестьянского рода Трушниковых на Юрлинской земле.
Шло время. Наши предки потихоньку обживались. Вели хозяйство.
Занимались земледелием, рыбной ловлей, охотой. Заводили скот. Выращивали рожь,
ячмень, овес, горох, лен. Основной едой были пистики, пиканы, грибы, ягоды,
рыба. По праздникам, пекли пироги, шаньги, делали пиво и брагу.
Женщины пряли лен, шерсть, ткали холсты, пестрядь, гарусные пояса и опояски.Вязали
носки и рукавицы.
Мужики сами делали
телеги и сани, гнули дуги, плели лапти, делали туеса, кадушки, ушата. Можно предположить, что жили сельчане довольно
дружно, ведь в одиночку выжить было трудно. Наверное, еще с тех дальних времен пошло понятие «помочь»,
когда люди помогали друг другу. Но случались и конфликты, так в 1793 году
крестьянин Павел Андреев присвоил землю, которая принадлежала Емельяну
Трушникову, по этому делу было судебное разбирательство.
С годами деревня разрасталась, образовывались новые
семьи, зулинские парни брали в жены девушек из соседних деревень. В округе
появлялись новые деревни. В 1821году появилась Усть – Зулинская волость, в
состав которой вошло 9 сельских обществ.
В 1858г. В Усть – Зуле жили уже внуки и правнуки Елфима. По итогам десятой
ревизии в деревне значилось 19 дворов, в
17 из них проживали потомки Елфима Трушникова. Всего в деревне проживало 110
лиц мужского пола и 131 женского.
К концу 19 века жизнь в селе кипела. Уже была построена
церковь, деревня стала селом Усть-Зула. В селе было открыто земское училище,
волостное правление, станция земской почты, казенная винная, 2 торговые лавки. Проводились
еженедельные торжки – по вторникам. К этому времени в селе уже были и бедные, и
зажиточные крестьяне.
В начале 20 века в Усть –Зулинской волости появились
первые политические ссыльные они занимались революционной пропагандой. В Зуле, в доме моего прадеда Михаила Трушникова жил
ссыльный большевик Дмитрий Потехин. От него то и получили первую революционную
подготовку сельские бедняки.
А в 1917году в Усть –Зулинскую волость вернулись
фронтовики Букреев Иван Васильевич, Женин Кирилл Романович, Иванов Петр
Иванович и другие. Ознакомившись с обстановкой они решили по примеру больших
городов взять власть в свои руки. Тогда власть перешла мирным путем, был созван
волосной сход, на котором присутствовало 150 человек. Кулаки, середняки,
бедняки. Согласны были не все, но власть перешла в руки вышеперечисленных
фронтовиков. С этого момента началась новая веха в истории села – Советский период.
|