1906 год
– наметила управа открыть в 1906 году при училищах библиотеки, в том числе – в
селе Усть -Зула на средства из капитала
Александра III
по 200 рублей на каждую библиотеку.
Первые
книги – 200 экземпляров привез в Усть - Зулу Кудымов Григорий Прохорович,
истинный энтузиаст просвещения, работавший вначале в земской управе, а потом в
училищах и школах района (расстрелян в 1937 году). Для населения библиотека
работала 2 часа по воскресным дням.
Сохранились
воспоминания Иванова Петра Федоровича (1902г. рождения), уроженца д. Пож,
который учился в Усть - Зулинском земском училище: «В годы моей юности и
детства я приносил в сумке-передвижке из У-Зулы полтора-два десятка книг. Я был
единственный книгоноша на три деревни. Надо сказать, что горя я натерпелся с
этой общественной работой. Бывало, что из
книги в 100 страниц я получал 5-10 страниц, остальное искуривали
читатели. Следующую сумку Григорий Прохорович давал мне после обильных
слез. И давал книги с толстой бумагой, не весьма годной к курению. В своей
деревне я запомнил любителей чтения: Суворов Н.Н., Пикулева Е.М., Пикулев
А.И.(Кудряш), Пикулев Н.И. Считаю, что в трех деревнях читателей было 30-40, а
может и больше, так как взявший книгу прочитывал ее всем в своем доме, кто хотел слушать, потом –
своим ровесникам, соседям. Книги приходили ко мне значительно постаревшими.
Если кто-либо приносил книгу рваной или сильно запачканной его приходилось
штрафовать, то есть временно прекращать выдачу книг, или совсем отказывать в
книге».
Просвещение
через книгу
Нельзя
сказать, чтобы книг совсем не было у населения. Книги были в зажиточных домах и
середняцких, где были грамотные люди.
Содержание книг самое различное. В нашей семье была толстая книга, в
кожаном переплете, названия не знаю, писана от руки, на толстой твердой бумаге,
на церковно- славянском языке. Читали евангелие, библию на русском языке,
молитвенник, псалтырь, и также лечебник, в котором вполне вразумительно, без
нерусских слов, излагалось строение человеческого тела, его анатомия и скелет.
Такой же лечебник по скоту, тоже с
анатомическим описанием – коровы, лошади, овцы, свиньи и собаки. Остальные
животные, видно не считались за скот.
Толстая, на 500 страниц, книга «Советы и
рецепты ведения сельского хозяйства», около полутора десятков книг «Жития
святых», и еще сотни на две страниц книга, в которой излагалось, как дьявол
отлавливает нестойкие души, совращает их с пути праведного. В ней было большое
обилие картинок, причем дьявол, в виде козленка, всегда сидел на одном из плеч
и хитро щурясь, соблазнял устроить какую-нибудь каверзу праведнику.
Еще была
толстая книга под названием «Черная магия», в ней были всякие наговоры и
ворожба. Применив ее содержание, житель деревни Михаил Петрович и сын Василия
Маркова учинили опыт с черной кошкой, чтобы сделаться невидимками. Невидимками
не стали, а веселый смех учинили над собой, так как кому-то из друзей
похвастали своими опытами. Кроме этих,
были несколько книг по географии
и про народы населяющие землю. Из этих книжиц в 10-15 страниц наиболее
интересными были книжки про чернокожих. И еще были книги, которые отец хранил
не дома, только с приходом советской власти их принесли домой и старший брат начал читать их вслух всей
семье. Отец не доверял никому из
семьи, где их хранил. Однажды я подбежал к нему и увидел, что он читал книжку.
Отец вроде как испугался, а потом говорит мне: «Ты, Петька, не говори маме, что
я читал книжку, и никому не говори, а то люди на смех поднимут. Ты ведь не
хочешь, чтоб над твоим тятькой смеялись?» Когда чтение книг стало открытым, мы
- семья узнали, то книжки хранились в дупле старой-престарой березы, что
находилась в вершине ложка, недалеко от дома, по пути на мельницы Комариху и
Горелку. Что эти книжки читали очень многие, кому доверялось их читать. А чаще
читали их на встречах в договоренном месте в лесу. Читали ссыльные, жившие в
деревнях, расположенных в соседстве с деревней Пож. На собрание допускались
люди, пользующиеся доверием. Были на этих сходках люди из других деревень: Булдыревой,
Ефремовой, Сюрола. Интересно то, что доверие было основательно
отработано. Ваньке Кузьмину верили,
Ваське – нет, Петру Савкину верили, Андрейке – нет. А какая бы разница, а она
была, и особенно отчетливо сказалась в гражданскую войну: Пикулев Петр С. погиб
как коммунар, а Андрейка Савкин загиб белобандитом. Воспоминания о книгах
увлекли меня в воспоминания о людях.
За власть Советов
Редкие
революционные искры в Юрлинский край
занесены были еще со времен первой русской революции 1905-1907 годов. В
У-Зулинскую волость были направлены на жительство несколько политссыльных. Они
находились под надзором полиции и земского начальника. Их преследовали, а
бывало, и убивали местные кулаки, называя их «еврейской нечистью».
В с. У-Зула с 1909по 1915 год в доме М.Ф.
Трушникова жил ссыльный большевик Дмитрий Иванович Потехин, родом с Полтавщины.
Он работал помощником волостного писаря, тайно знакомил местную молодежь с
идеями Карла Маркса. По донесению урядника Копытова в Зулу нагрянул земский
начальник и, установив, что Потехин работает в волостном правлении, сильно
пробрав старшину и писаря, допустивших ссыльного к делам волости, приказал в
суточный срок отправить его в Гайнскую волость. Дальнейшая судьба революционера
неизвестна.
Летом
1917 года в Зулу стали возвращаться революционно настроенные
солдаты-фронтовики, недовольные состоянием дел в своих деревнях. В конце
августа 1917 года в Зуле была создана вооруженная дружина из бывших фронтовиков.
Они разогнали волостную земскую управу. Был создан сход, выбрана новая власть.
Но выступление было подавлено карательным отрядом, активисты во главе с
П.И.Ивановым брошены в тюрьму.
В январе
1918 г. состоялся волостной съезд Советов, где избран состав У-Зулинского
волисполкома, в апреле прошли перевыборы. Как свидетельствует телефонограмма от
31 октября 1918 года, в У-Зулинской волости были созданы 18 комбедов и 1
партийная организация.
Обстановка
в стране была сложной, шла гражданская война, воспользовавшись наступлением
Колчака, в ночь с 19 на 20 января 1919 года местная контрреволюция подняла
восстание одновременно в Юрле, Юму и У-Зуле. Мятежниками в У-Зуле руководил
Д.И.Женин, уроженец села, бывший офицер, из бедных. Он занимал в У-Зулинском
волисполкоме должность военного руководителя. Еще до начала мятежа его
сообщники распустили слух, будто к Зуле подходят колчаковские лыжники. Отряды
красногвардейцев были выдвинуты навстречу колчаковцам, в Зуле осталось
несколько бойцов. Отделы волисполкома были подготовлены к эвакуации. Всеми
делами руководил комиссар Сабуров. Женин
с другими мятежниками расстреляли Сабурова, Боголюбова и других в поле, что
выше церкви, учинили расправу над коммунистами и сочувствующими Советской власти, в д. Булдыревой бандиты убили командира
подразделения т. Сорокина, а труп его выбросили в болото.
Летом
красноармейские части начали повсеместное наступление. В начале июня 1919 г.
у-Зула была освобождена. Восстанавливаются органы Советской власти.
Отсутствие
документов лишает нас возможности проследить историю У-Зулинской библиотеки до
30-х годов. К этому времени (1929) год в У-Зуле был организован колхоз «Красный
партизан», в который вступило вначале 117 хозяйств, но потом осталось лишь 36.
Известно,
что в Зуле в это время работала изба-читальня. Долгими зимними вечерами сюда,
на огонек, тянулись старики и молодежь, всем хотелось узнать, что происходит,
или просто поговорить о жизни… Душой этих вечеров был избач. В 30-е годы
избачом был Суворов Егор Дмитриевич. Сельская изба-читальня тех лет сочетала в
себе функции библиотеки, центра самообразования населения, дискуссионных клубов
и многое другое. В то время активно велась и антирелигиозная пропаганда.
Создавались ячейки Союза воинствующих
безбожников. Результатом этой работы решение крестьян У-Зулинского сельсовета в
1931 году – не праздновать Михайлов день
и призвали следовать их примеру все
остальные сельсоветы.
В годы
Великой Отечественной войны ушли на фронт мужчины. Поначалу казалось, что жизнь
замерла…
Но вот
работать в избу-читальню пришла Штейникова Анисья Исаковна. Сколько сил и
энергии отдавала эта, уже немолодая женщина своей работе. Ей удалось
организовать хор при сельской избе-читальне, старики до сих пор помнят, как
ездили из деревни в деревню с концертами, выступали на районных и окружных
смотрах.
После
войны изба-читальня получила статус сельской библиотеки. Заведовать ею стала
Андреева Любовь Ивановна. После нее заведующих библиотекой сменилось много.
Но в
1971 году зулинцам повезло. После окончания пермского культпросветучилища в
Зулу приехала Людмила Ивановна Топоркова – первый библиотекарь, имеющий
специальное образование. Она с душой взялась за дело, очень добросовестно
относилась к работе.
Вот что вспоминает Людмила Ивановна о том
времени:
В У-Зулинскую сельскую библиотеку я приехала
работать после окончания Пермского КПУ, в 1971 году. Была хорошая
возможность остаться в городе,
предлагалось жилье, но город мне не нравился с его суетой, шумом и я
попросилась в деревню. Моя библиотека находилась в центре села, рядом с
сельсоветом. Маленькая, с самодельными стеллажами, оклеенными газетами,
библиотечка меня не очень обрадовала, но ведь я выбрала!
Фонд был
неплох. На полках я обнаружила и хорошую зарубежную литературу, и стихи, что
меня утешило. Приняв библиотеку, я сразу же решила внедрить в жизнь знания,
полученные в училище. Итак, передвижки, пункты выдачи, чтение периодики прямо
на полевом стане! Найти передвижников оказалось непросто. Ведь я никого не
знала, кому можно доверить книги. Помогал всячески сельский совет, женщины, с
которыми мы жили дружно. Они всячески приветствовали мои начинания и помогали,
как могли. К примеру, мы побелили с ними библиотеку, оклеили стеллажи обоями. А
уж в поиске передвижников их вклад был просто неоценим. Деревни находились не
близко, дороги туда я не знала, но по нарисованному плану, прихватив связку с
книгами я отправилась в путь. Помню, что в д.У-Мельничная надо было переходить
по плавучему мосту. Но мне это казалось довольно романтичным.
Пункт
выдачи я решила организовать в д. Лобанова, где была начальная школа. Книг туда
нужно было доставить много и меня решили отправить на лошади. (Воронко был в
сельсовете) Навязала стопки книг, к крыльцу подвели Воронка, но взгромоздиться
на него так и не удалось. Высоко, да и он явно не желал иметь со мной никаких
дел. Так я по четвергам ходила в деревню, устраивалась в клубе и выдавала
книги. Многих не знала, и было трудно собрать все обратно. В селе было много
молодежи, интеллигенции в лице учителей. Они и были, в основном, моими
читателями. Часто проводились комсомольские собрания, где я выступала против не
читающей молодежи. Им это не нравилось и однажды, девчата с пекарни хотели меня
просто исколотить. Смешных случаев в моей короткой творческой биографии было
немало. Во-первых, я плохо разбиралась: кто мой начальник? Директор совхоза или
же председатель сельского совета, а может парторг? Так как все они руководили
моей работой, я запуталась так, что переехала из своей теплой маленькой
библиотеки в клуб, в большую не отапливаемую комнату, и перевел меня туда
директор совхоза Петр Михайлович. В здании клуба было холодно, но читателей
прибавилось, рядом был интернат, школа. Там я работала недолго, передала библиотеку
Лидии Михайловне Трушниковой и переехала в Юрлу.
В 1973
году библиотеку приняла Лидия Михайловна Трушникова и более трех десяток лет
служила верой и правдой книге и людям… При ней активно пополнялся фонд
библиотеки, Лидия Михайловна занималась его обработкой, создала в библиотеке
каталоги. В любую погоду посещала она окрестные деревни, меняя книги в
передвижках.
В 1980
году началась централизация библиотечного дела и У-Зулинская библиотека стала
филиалом № 7 Юрлинской централизованной библиотечной системы. Лидия Михайловна
стала чаще бывать в центральной библиотеке: консультироваться, участвовать в
семинарах, показательных мероприятиях, заказывать книги и периодику для своей
библиотеки. Появилась возможность использовать фонд всей ЦБС для нужд читателей
У-Зулы.
В те годы Лидию Михайловну часто можно было
увидеть с пачкой книг и журналов на фермах, полевых бригадах, гараже, конторе…
Библиотекарь
обязан был оформлять «красные уголки», выпускать «молнии», «боевые листки»,
выполнять многочисленные поручения сельского Совета и партийной организации,
зачастую отсюда делался вывод о деятельности библиотеки в целом.
В 2006
году году У-Зулинской сельской библиотеке исполнилось 100 лет. Ее фонд состоял
из 15446 книг, она имела 592 читателя.
Постоянные
обитатели библиотеки – дети. Лидия Михайловна всегда была готова оказать помощь
в освоении школьных программ учащимся, сотрудничала она и с учителями,
подбирала по их запросам книги в центральной библиотеке. Всегда участвует
сельский библиотекарь в различных школьных Неделях, проводит совместные
мероприятия с Домом досуга: многочисленные игры, конкурсы, аттракционы.
Трудности
нашего времени не минули и У - Зулинскую библиотеку, сократилось комплектование
фонда книгами, сложнее стало с периодикой. Но читатели не перестали приходить в
свою библиотеку. Они идут сюда, как и много лет назад – поговорить, почитать
периодику. В осенние и зимние вечера здесь всегда много народу – и детей, и
взрослых.
С 1 сентября 2009 года к должности заведующей
библиотекой приступила Иванова Мария Степановна. Источник: http://urlinlib.permkultura.ru
|